Безопасность образовательного процесса

1«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» 

( Статья 1 Закона РФ «О безопасности»)

      Пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи — всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности.

Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений — организационному, информационному, агитационному, обучающему.

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
   Цели мероприятий по обеспечению безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска:

  • защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;
  • снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).

Задачи мероприятий по обеспечению безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена»:

  • формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
  • раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
  • обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
  • формирование навыков правильного поведения при опасностях;
  • формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.

Система безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» и ее элементы

  1. Субъекты обеспечения безопасности ОУ:
  • руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);
  • администрация города, правоохранительные органы;
  • органы управления образованием, органы здравоохранения.
  1. Физическая защита здания ОУ:
  • освещение зданий, периметров и территорий;
  • ограждения, запоры, решетки на окнах;
  • шлагбаум, на подъездах к ОУ.
  1. Охрана ОУ:
  •  сторожа, персонал охраны, руководство;
  • организация охраны;
  • пакет документов по организации охраны;
  • организация обучения сотрудников охраны;
  • организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;
  1. Технические средства охраны и безопасности ОУ:
  • система пожаротушения, сигнализация;
  • системы  оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;
  • системы видеонаблюдения;
  1. Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:
  • согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;
  • распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;
  • обмен информацией;
  • совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;
  1. Воспитательная работа с учащимися:
  • обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС; уроки с детьми по безопасности;
  • проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;
  • проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.
  1. Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:
  • организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;
  • организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;
  • повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;

В МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена»» ведется постоянная работа с персоналом школы по следующим вопросам:

  • подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
  • проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» (делопроизводство):

  • комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
  • комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
  • номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.

Методические документы по безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена»:

  • методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;
  • памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;
  • плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска:

Психологическое обеспечение:

  • методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;
  • пробные эвакуации.

К элементам системы безопасности ОУ относятся также:

  • жители прилегающих дворов, кварталов;
  • арендаторы;
  • иные объекты.

Со всеми этими лицами и организациями ведется постоянная работа.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:

  • проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
  • непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
  • организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.

Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора.

В школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:

  • паспорт безопасности обучающихся;
  • инструкции, памятки.

В нашей школе организована сторожевая форма охраны (в ночное время и в дневное время).

Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на вахте:

  • список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
  • список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
  • инструкция по охране объекта;
  • инструкция сторожу, дежурному администратору по пожарной безопасности;
  • инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей;
  • журнал учета посетителей;
  • журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
  • расписание уроков;
  • расписание работы кружков (секций);
  • расписание звонков;
  • график дежурства должностных лиц и учителей;
  • график дежурства сторожей;
  • список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На оборудованном месте имеются:

  1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок.
  2. Кнопка тревожной сигнализации.
  3. Телефон (стационарный, мобильный).
  4. Система оповещения (сигнализация).
  5. Средства индивидуальной защиты.

Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.

Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется ограждение,  металлические двери, освещение пришкольной территории.

Пожарная безопасность

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21.12.1994 № бЗ-ФЗ «О пожарной безопасности».

Обеспечение пожарной безопасности включает:

  • соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
  • обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03);
  • неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
  • совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
  • перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
  • защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
  • поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
  • содержание подвальных помещений в противопожарном состоянии.

Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие — практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.

Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:

  • приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений;
  • инструкция о мерах пожарной безопасности в школе. Инструкция по пожарной безопасности — основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара;
  • инструкция «Действия при возникновении пожара»;
  • план эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе;
  • памятка о действиях при пожаре;
  • план-схема эвакуации учащихся при пожаре;
  • ситуационный план.

Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.

Главная цель по обеспечению ПБ в школе — сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.

Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) (введены в действие с 01.07.2003 года).

Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины. Вводы в электрощиты должны быть оборудованы УЗО.

Требования к электросетям и электроустановочным изделиям

Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.

Охрана труда и техника безопасности

Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.

Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах — обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.

Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:

  • Трудовой Кодекс РФ (Раздел «Охрана труда»;
  • рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Министерства труда России от 08.02.2000 № 14;
  • приказ Министерства общего и профессионального образования РФ «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 11.03.1998 № 662;
  • приказ Министерства образования РФ «О службе охраны труда» от 27.02.1995 № 92.

Со всеми сотрудниками образовательного учреждения в соответствии с законодательством проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности:

  • вводный (при приеме на работу);
  • первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности);
  • повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев);
  • внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару);
  • целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий).

Организованно обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится один раз в три года, а для вновь принятых — в течение месяца со дня принятия на работу. Работникам МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» после экзаменов по электробезопасности и пожарной безопасности выдаются удостоверения.

Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.

ГО и ЧС

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Так в нашей школе проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС.

В школе создан «Уголок ГО и ЧС», который помогает людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени; дает информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории области, города (района), на своем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим; знакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Для образовательного учреждения стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.

Активные профилактические мероприятия, проводимые в школе, опираются на:

  • методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
  • формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
  • системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.

Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей», Школы безопасности.

Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:

  • учебные занятия;
  • трудовая подготовка;
  • занятия общественно-полезным трудом;
  • экскурсии, походы;
  • спортивные занятия, соревнования;
  • кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.

Формирование культуры безопасности строится на основе:

  • учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ);
  • личности педагога, владеющего культурой безопасности.
  • Культура безопасности — это: 
  • знание о безопасной жизнедеятельности;
  • ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности.

Паспорт дорожной безопасности МБОУ » СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска

Действия граждан при установлении уровней террористической опасности

Общие рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта

Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета