«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»
( Статья 1 Закона РФ «О безопасности»)
Пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-транспортные происшествия, бытовые несчастные случаи — всё это оборачивается невосполнимыми потерями жизни и здоровья обучающихся и персонала образовательных учреждений, тяжелыми психологическими травмами.
В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений — организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Цели мероприятий по обеспечению безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска:
- защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
- обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;
- снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
- улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).
Задачи мероприятий по обеспечению безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена»:
- формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
- раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
- обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
- экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
- формирование навыков правильного поведения при опасностях;
- формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.
Система безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» и ее элементы
- Субъекты обеспечения безопасности ОУ:
- руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);
- администрация города, правоохранительные органы;
- органы управления образованием, органы здравоохранения.
- Физическая защита здания ОУ:
- освещение зданий, периметров и территорий;
- ограждения, запоры, решетки на окнах;
- шлагбаум, на подъездах к ОУ.
- Охрана ОУ:
- сторожа, персонал охраны, руководство;
- организация охраны;
- пакет документов по организации охраны;
- организация обучения сотрудников охраны;
- организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;
- Технические средства охраны и безопасности ОУ:
- система пожаротушения, сигнализация;
- системы оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;
- системы видеонаблюдения;
- Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления:
- согласование мер по проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезопасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб;
- распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами;
- обмен информацией;
- совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности;
- Воспитательная работа с учащимися:
- обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС; уроки с детьми по безопасности;
- проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности;
- проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.
- Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:
- организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;
- организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;
- повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;
В МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена»» ведется постоянная работа с персоналом школы по следующим вопросам:
- подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
- проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов по вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.
Правовые и организационные документы по безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» (делопроизводство):
- комплект действующих нормативных актов по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
- комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
- номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т. д.
Методические документы по безопасности МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена»:
- методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране;
- памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей;
- плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.
Медицинское обеспечение безопасности, охраны труда и здоровьесберегающих технологий в МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска:
Психологическое обеспечение:
- методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС;
- пробные эвакуации.
К элементам системы безопасности ОУ относятся также:
- жители прилегающих дворов, кварталов;
- арендаторы;
- иные объекты.
Со всеми этими лицами и организациями ведется постоянная работа.
Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.
Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.
Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму
Эта работа включает:
- проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
- непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
- организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора.
В школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:
- паспорт безопасности обучающихся;
- инструкции, памятки.
В нашей школе организована сторожевая форма охраны (в ночное время и в дневное время).
Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на вахте:
- список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;
- список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
- инструкция по охране объекта;
- инструкция сторожу, дежурному администратору по пожарной безопасности;
- инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей;
- журнал учета посетителей;
- журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
- расписание уроков;
- расписание работы кружков (секций);
- расписание звонков;
- график дежурства должностных лиц и учителей;
- график дежурства сторожей;
- список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.
На оборудованном месте имеются:
- Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок.
- Кнопка тревожной сигнализации.
- Телефон (стационарный, мобильный).
- Система оповещения (сигнализация).
- Средства индивидуальной защиты.
Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.
Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется ограждение, металлические двери, освещение пришкольной территории.
Пожарная безопасность
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21.12.1994 № бЗ-ФЗ «О пожарной безопасности».
Обеспечение пожарной безопасности включает:
- соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
- обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03);
- неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
- совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
- перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
- защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
- поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
- содержание подвальных помещений в противопожарном состоянии.
Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие — практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
- приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений;
- инструкция о мерах пожарной безопасности в школе. Инструкция по пожарной безопасности — основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара;
- инструкция «Действия при возникновении пожара»;
- план эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе;
- памятка о действиях при пожаре;
- план-схема эвакуации учащихся при пожаре;
- ситуационный план.
Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.
Главная цель по обеспечению ПБ в школе — сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.
Электробезопасность
Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) (введены в действие с 01.07.2003 года).
Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины. Вводы в электрощиты должны быть оборудованы УЗО.
Требования к электросетям и электроустановочным изделиям
Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.
Охрана труда и техника безопасности
Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.
Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах — обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:
- Трудовой Кодекс РФ (Раздел «Охрана труда»;
- рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утв. Постановлением Министерства труда России от 08.02.2000 № 14;
- приказ Министерства общего и профессионального образования РФ «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 11.03.1998 № 662;
- приказ Министерства образования РФ «О службе охраны труда» от 27.02.1995 № 92.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения в соответствии с законодательством проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности:
- вводный (при приеме на работу);
- первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности);
- повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев);
- внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару);
- целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий).
Организованно обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится один раз в три года, а для вновь принятых — в течение месяца со дня принятия на работу. Работникам МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» после экзаменов по электробезопасности и пожарной безопасности выдаются удостоверения.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством РФ.
ГО и ЧС
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Так в нашей школе проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС.
В школе создан «Уголок ГО и ЧС», который помогает людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени; дает информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории области, города (района), на своем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим; знакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.
Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности
Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для образовательного учреждения стало приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия, проводимые в школе, опираются на:
- методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;
- формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
- системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей», Школы безопасности.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
- учебные занятия;
- трудовая подготовка;
- занятия общественно-полезным трудом;
- экскурсии, походы;
- спортивные занятия, соревнования;
- кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
- учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ);
- личности педагога, владеющего культурой безопасности.
- Культура безопасности — это:
- знание о безопасной жизнедеятельности;
- ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности.
Паспорт дорожной безопасности МБОУ » СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска
Действия граждан при установлении уровней террористической опасности
Общие рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта