Образовательные стандарты и требования

Опубликовано:  06.04.2015

План мероприятий по модернизации общего образования в 2015 году.

Каковы ключевые особенности ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт — принципиально новый для нашей школы документ.

   Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.Изменилась структура стандарта.
ФГОС представляет собой совокупность требований:

1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.

    Изменилась не только структура, но и методология стандарта.Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход. Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах — стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты. Результаты образования представлены в ФГОС и материалах, обеспечивающих его введение, с разной степенью детализации.

    В разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, результаты представляются в общем виде как определенная конкретизация целей образования. Планируемые результаты, входящие как раздел в структуру основной образовательной программы и предназначенные для учителей, разработчиков программ учебных предметов, ЕГЭ, авторов учебников, предполагают большую детализацию и конкретность, а для ступени среднего (полного) общего образования также уровневую дифференциацию.

    Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования — критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

     В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том,что определены разделы основной образовательной программы(содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

    Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных,учебно-методических).

    Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Внедрение ФГОС НОО и ФГОС ООО с 01.09.2022 г.

     Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников. Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

     Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо  от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 г. № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций»

Информационно-методическое письмо о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

План-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования

Приказ Минобрнауки Республики Адыгея от 22.02.2022 г. № 376 «О введении обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в Республике Адыгея»

Приказ Минобрнауки Республики Адыгея от 14.03.2022 г. № 493 «Об утверждении плана-графика («дорожной карты») по введению и реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в Республике Адыгея»

Приказ Минобрнауки Республики Адыгея от 18.05.2022 г. № 960 «О проведении Родительских собраний по вопросам перехода на обучение по обновленным федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования в общеобразовательных организациях Республики Адыгея в 2022 году»

 

 Полезные ссылки