Функциональная грамотность

Опубликовано:  15.03.2022

Что такое «функциональная грамотность»

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

О востребованности функциональной грамотности

Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

Примеры формирования функциональной грамотности

Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому выстраивается группа вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не является набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

Еще одним направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. 

Примеры заданий

Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.

Составляющие функциональной грамотности

  • Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  • Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  • Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  • Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
  • Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
  • Глобальные компетенции — это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).

Нормативно-правовые документы и инструктивные письма

Федеральные

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности 

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности 

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности 

Письмо МП РФ от 14.09.2021г. № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности 

Региональные

Приказ МО и Н РА № 322 от 15.03.2024г. «О признании образовательных организаций республиканскими инновационными площадками»

Муниципальные

Приказ Управления образования администрации муниципального образования № 307 от 18.09.2024 г. «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Адыгейск» на 2024-2025 учебный год»

Приказ Управления образования администрации муниципального образования № 267 от 08.09.2023 г. «Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленного на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Адыгейск» на 2023-2024 учебный год»

 

Школьные

Приказ № 70/1 от 18.09.2024г. «Об утверждении Плана мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ № 3 им. Ю.И. Тлюстена» г. Адыгейска» на 2024-2025 учебный год»

План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СОШ № 3 им. Ю. И. Тлюстена» г. Адыгейска на 2024-2025 учебный год

Анализ реализации школьного плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

Отчет по проведению родительских собраний в МБОУ «СОШ №3 им.Ю.И.Тлюстена» г. Адыгейска по вопросам формированию и оценке функциональной грамотности за 2023-2024 учебный год

План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в МБОУ «СОШ №3 им. Ю.И. Тлюстена», г. Адыгейска

Приказ № 64 от 11.09.2023г. «О назначении ответственных лиц за организацию работы по функциональной грамотности»

Отчет по проведению родительских собраний в МБОУ «СОШ №3 им.Ю.И.Тлюстена» г. Адыгейска по вопросам формированию и оценке функциональной грамотности за 2022-2023 учебный год

Материалы для учащихся, педагогов родителей по формированию и оценке функциональной грамотности

Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)

Сборник информационных и методических материалов для педагогов

Что значит Быть грамотным — методические рекомендации для детей и родителей

Примеры открытых заданий PISA

Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Видеоинструкция для педагогов и учащихся по регистрации на портале  и работе в личном кабинете

Что такое функциональная грамотность и как ее развивать: 35 советов родителям.

Памятка родителям по функциональной грамотности

 

Методический семинар-практикум для учителей по работе с банком заданий для оценки функциональной грамотности

 

19 сентября  2024 года в МБОУ «СОШ №3 им.Ю.И.Тлюстена» гдыгейска прошел семинар-практикум для учителей по работе с банком заданий для оценки функциональной грамотности.

Автор: заместитель директора по УВР ЖенетльЭмма Руслановна.

Цель проведения семинара: информационно-методическое сопровождение педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся.

Методический семинар-практикум для учителей по работе с банком для оценки функциональной грамотности

Методические ресурсы для развития функциональной грамотности.

https://demo.mcko.ru/test/ — Московский центр качества образования (компьютерные демоверсии диагностик)

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ — Институт стратегии развития образования (проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»)

https://fg.resh.edu.ru/ — электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti — открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности (7-9 классы)

https://media.prosv.ru/fg/ — Функциональная грамотность. Банк заданий

https://resh.edu.ru/instruction Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. 

https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/mainМарафон по функциональной грамотности

https://education.yandex.ru/uchitel/intensiv2/test/start-3/  —  Тест «Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников»