PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся)

Опубликовано:  19.10.2021

Об исследовании PISA (Programme for International Student Assessment)

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным координатором реализации исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Цель исследования

Изучение того, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в современном обществе, то есть для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Область оценивания

Оценка навыков учащихся в рамках исследования PISA проводится по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественно-научная грамотность.

Дополнительной областью оценивания в цикле исследования 2012 года стало креативное решение задач, в цикле 2015 года – совместное решение задач, в цикле 2018 года – глобальные компетенции. Ряд стран, в том числе Россия, также принимают участие в дополнительной опции – оценивание финансовой грамотности учащихся.

Периодичность проведения

Цикл исследования составляет 3 года. Россия принимает участие во всех циклах исследования PISA начиная с первого в 2000 году (2000, 2003, 2006, 2009, 2012, 2015, 2018 гг.). В каждом цикле основное внимание (две трети времени тестирования) уделяется одному из трех указанных выше направлений исследования. По остальным направлениям получается обобщенная характеристика грамотности учащихся.

В 2000 году основное направление исследования – читательская грамотность, в 2003-м – математическая грамотность, в 2006-м – естественно-научная грамотность, в 2009-м – читательская грамотность, в 2012-м – математическая грамотность, в 2015-м – естественно-научная грамотность, в 2018 году – читательская грамотность.

В исследовании 2015 года приняли участие более 500 тысяч 15-летних учащихся из 72 стран и экономик мира.

Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021

Исследование PISA-2021 проверит математическую грамотность российских школьников.

В 2021 году основное направление исследования PISA – математическая грамотность.

Что лежит в основе исследования, можно узнать уже сейчас, так как опубликована новая Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021 (схема 1).

Исследование PISA-2021 будет измерять, насколько эффективно образовательные системы стран готовят учащихся к использованию математики во всех аспектах их личной, общественной и профессиональной жизни.

Концепция объясняет теоретические основы оценивания математической грамотности в исследовании PISA, а также включает официальное определение понятия «математическая грамотность».

В рамках исследования PISA-2021 будет использоваться следующее определение:

Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке».

В определении математической грамотности особое внимание уделяется использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.

В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение.

Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. Математика – это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов.

В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.

В целом концепция описывает взаимоотношения между математическим рассуждением и тремя процессами цикла по решению задачи (формулирование, применение, интерпретация и оценивание).

В рамках данной концепции математическое содержание разделено по четырем категориям:

  • количество;
  • неопределенность и данные;
  • изменение и зависимости;
  • пространство и форма.

Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков XXI века:

  • критическое мышление;
  • креативность;
  • исследование и изучение;
  • саморегуляция, инициативность и настойчивость;
  • использование информации;
  • системное мышление;
  • коммуникация;
  • рефлексия.

Исследование PISA проводится циклично: раз в три года. Российская Федерация принимает участие во всех циклах исследования PISA, начиная с первого цикла в 2000 году.

В каждом цикле основное внимание уделяется одному из трех направлений исследования: читательской грамотности, математической грамотности или естественно-научной грамотности.

Математическая грамотность была в центре исследования в 2003 и 2012 годах.

Схема 1. Концепция направления «математическая грамотность» исследования PISA-2021

Задания представлены на официальном сайте ОЭСР.

Адыгея вошла в число субъектов Российской Федерации, принимающих участие в региональной оценке по модели PISA в 2021 году

В региональной оценке по модели  PISA (далее – оценка), которая пройдет в октябре-ноябре  2021 года,  примут участие 14 субъектов  Российской  Федерации, в том числе и Республика Адыгея. От нашего региона в  оценке будут участвовать обучающиеся 80 школ из всех муниципальных образований.

Участники исследования  – учащиеся в возрасте 15 лет (начиная с 7 класса). Цель исследования  – изучить обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни  в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

«В  настоящий момент в каждом регионе Российской Федерации, который попал в выборку,  идет подготовка к проведению оценки, – проинформировал Артем Журавель, директор государственной аттестационной службы системы образования Республики Адыгея, региональный координатор оценки по модели PISA. – В нашей республике в каждой отобранной для участия в  оценке школе назначен школьный координатор, определены организаторы и наблюдатели в аудиториях при проведении оценки по модели PISA, технические специалисты, учителя, специалисты по анализу данных и управлению в сфере образования.  Все участники  нашей региональной проектной команды прошли специальное обучение».

Оценка по модели PISA будет проводиться в компьютерной форме по трем основным направлениям: читательская, математическая и естественно-научная грамотность школьников. Помимо проведения оценки подготовки школьников будут проводиться социологические опросы обучающихся, их родителей, учителей и руководителей школ.

Результаты  региональной оценки по модели PISA будут использованы в целях повышения качества образования в регионе и муниципалитете.

11.08.2021 №037-6715 Об участии в PISA

Материалы для наблюдателей

Материалы для организаторов

Материалы для учителей

Материалы для школьных координаторов